Главная » Материалы » Проповеди |
Слово Святителя Николая (Велимировича), Епископа Жичскаго (+1956г.) Покаяние "Вот наступило светлое время поста" — так поется в церковных стихирах в начале Честнаго Поста. Почему "светлое" время? Потому что пост естественно влечет человека к молитве и милосердию. Почему пост этот называется Честным? Потому что пост этот влечет нас к честному Кресту Христову, к Честным страданиям Сына Божия — за чужие грехи, за грехи наши, не Свои. Ибо из трех крестов на Голгофе только один был Честным Крестом. И потому еще именуется этот пост Честным, что внушает он людям покаяние, зовет к исправлению — чрез очищение человеческой честности, разными грехами загрязненной, — и к вознесению из мутных вод греха к красоте сынов Божиих. Сербский народный клич: "За Честный Крест" значит: "За Христа, за Христову истину и правду". И врачи предписывают пост. Называют они это диэтой. Почему же никто не скажет "Честная Диэта", а про Христов Крест говорят: "Честный Крест"? Потому что диэта прописывается ради тела, для телеснаго оздоровления, и проводится она вне всякой связи с душой и Богом. А Церковь предписывает пост ради Господа и души. И как бы строго ни соблюдалась диэта, как бы бережно ни соблюдалось тело, оно все равно должно распасться, как истлевшая телега, а душа переживает тело и продолжает жить в другом мире. Вот тема для глубокаго размышления в Честный Пост. Первое дело, которое сотворил Господь, нам в пример: это Его 40-дневный пост. И первая заповедь, которая нам была Им дана, это: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Если постимся мы только, и не каемся, то без плода остается наш пост. А люди с большей охотой постятся, чем каются. В три подготовительныя "недели" к Честному Посту Церковь предлагает народу три Евангелия о покаянии: первое о кающемся Закхее, второе — о покаянной молитве мытаря и третье — о кающемся блудном сыне. И в течение всего Поста будет и говориться и читаться в церкви о покаянии с примерами покаявшихся грешников и грешниц, истинным покаянием просветившихся и просиявших как солнце в истории Христианства. Покаяние с признанием своих грехов практикуется даже у народов нехристианских, не знающих Евангелия и руководящихся только своей совестью. В феврале 1936 г. в японской армии взбунтовался полк, и было пролито много крови. Бунтари убили несколько старших офицеров и гражданских чиновников и разорили несколько государственных учреждений. Когда бунт стих, военный министр генерал Кавашима сделал такое необычайное заявление: "Я — единственный виновник этого несчастнаго происшествия и один несу полную ответственность". С семью другими генералами он подал в отставку, и они сами подвергли себя казни. Какой поучительный пример многим христианам, которые и будучи виновны стремятся вину переложить на других. Такие люди не имеют ни христианской просветленности, ни японской совестливости. И не походят они на своих христианских предков, которые каялись пред Богом и готовы были все сделать, только бы Господь их простил. Краль Драгутин, каясь в своих грехах, построил семь монастырей и принял монашество. Карагеоргий покаялся открыто пред народом в том зле, которое учинил своему отцу, а князь Милош воздвиг храм "Покаянный" за зло, которое причинил Карагеоргию. В православном календаре значатся имена не только тех, кто никогда не грешил — если бы такие даже и были! — но и тех, кто были великими грешниками и грешницами, но покаялись. Так покаемся же, вступая в Честный Пост. Покаемся не только на словах, но и духом и истиной и добрыми делами. Поспешим с покаянием, ибо и время спешит. "Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное" — кому Царство, а кому и ад! Се наступает светлое время Поста для сынов и дщерей Света. Аминь. | |
Просмотров: 971 | Комментарии: 5 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||