Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 14:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Икона дня


Сегодня



Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог материалов

Главная » Материалы » Проповеди

Беседа Святителя Макария (Невского), Митрополита Московскаго и Коломенскаго (+1926г.) в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

В читанном сегодня Евангелии заключается повествование о том, что Господь Иисус Христос, томимый жаждою, просил у жены самарянской напиться воды из колодца, к которому пришла эта женщина с почерпалом. За эту воду Господь обещал ей дать и, действительно, дал воду живую, текущую в жизнь вечную. В этом событии обращает на себя внимание любознательность женщины, любознательность на этот раз похвальная. Видя в Собеседнике не простого иудея, а пророка, знающаго тайны ея жизни, она обращается к нему с просьбою разрешить ей религиозный вопрос: где богоугоднее поклоняться Богу: здесь ли на горе, где стоял храм самарянский, или в Иерусалиме?

Заслуживает внимание в этом повествовании любознательность самарянки, как черта, особенно свойственная женщине нашего времени — по преимуществу. В силу этой любознательности, современная женщина усиленно стремится к высшему образованию и служебной деятельности наравне и совместно с мужчиной. Такое стремление современной женщины обратило на себя внимание читающей, рассуждающей и пишущей части нашего общества.

Так как вопрос о женском образовании, о правах и обязанностях женщины обсуждался с разных сторон, то нам прилично осветить его с религиозной стороны и дать соответствующее по нему заключение.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Это изречение Апостола языков нужно иметь в виду при решении вопроса о правах, обязанностях и образовании женщины.

Все, что врождено человеку, что естественно, то позволительно. Но не все, что возможно, в то же время и полезно. Есть вещи возможныя, но не полезныя. Даже и в Эдеме, где все создания были добры зело, нашлось нечто такое, что прародителям нашим было запрещено употреблять. Это было запретное древо познания, притом познания не одного зла, но и добра. Знаем, какия печальныя последствия были по нарушении заповеди о запретном древе.

Да извлекут из этого урок для себя люди, стремящиеся к познанию разнаго рода, без разбора. Заслуживает при этом внимания в истории первозданных людей то обстоятельство, что первой нарушительницей заповеди о древе познания явилась жена. Да послужит это назиданием для современной женщины, стремящейся к высшему образованию, соединенному с познанием не только добра, но и зла, и увлекающейся иногда больше злом, чем добром, более отрицательным, чем положительным направлением науки.

Позволительно изучать разнаго рода науки, но не полезно изучать те из них, которыя отводят от познания Бога, от веры в Него.

Позволительно приобретать знания, полезныя для жизни и доброй нравственности, но не полезно, ради любопытства, узнавать то, чем можно вредить себе и другим, что составляет запрещенный плод для юноши или девицы.

Муж науки, позволяющий себе глумиться над верой простых людей, над религией вообще, разорвавший союз с Церковию, возглавляемою Христом, не заслуживает почетнаго названия мужа ученаго; ибо истинные ученые мужи были в то же время людьми верующими, богобоязненными. Безбожие есть плод неразвитости, недомыслия, безумия. Только безумец говорит в сердце своем: несть Бог. Безбожники выходят из среды развращенных и недоучек. Истинная же наука приводит к Богу.

Если неприятно видеть безбожие, как плод легкомыслия и маломыслия в муже науки, то женщина образованная и в то же время безбожная и легкомысленная возбуждает к себе отвращение. От женщины без веры, без Бога веет холодом, как от статуи, по виду прекрасной, но лишенной жизни.

Когда мы видим пьянаго мужчину, то относимся к нему довольно снисходительно, как к чему-то обычному. Но пьяная женщина возбуждает к себе глубокое сожаление, переходящее иногда в отвращение. От-чего это? Оттого, что этот порок ей менее свойствен, и притом такая женщина приносит больше вреда, как для себя самой, так и для других, чем мужчина. При решении вопроса о женском образовании, о правах и обязанностях женщины, нужно иметь в виду существующий во всей природе закон целесообразности. Все в мире имеет свое назначение, и каждому созданию даны средства для достижения такого назначения. Всякая вещь хороша на своем месте. Мужчина имеет свое назначение, как супруг, отец и глава семьи, и женщине дано свое назначение, как супруге, матери и помощнице мужа.

Уклонение мужа или жены от своего семейнаго назначения сперва порождает взаимное между супругами недовольство; недовольство приводит к разладу; разлад приводит к разстройству; разстройство — к разрушению; разрушение — к страданию, несчастию и гибели.

Назначение женщины в семействе — не господственное, а подчинение. К мужу твоему стремление твое, сказано было первой жене, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Ея поле деятельности, прежде всего, в доме. А власть в семье принадлежит мужу. Но его деятельность, по преимуществу, вне дома, в поле, на государственной, общественной и военной службе.

Современная женщина стремится освободиться от подчиненнаго положения; ей хочется перенести свою деятельность из семейнаго очага на службу общественную и государственную. Напрасное стремление! Как противная ея призванию, служба ея вне дома не принесет ей счастия. Жена, освободившись от власти мужа, в общественной или государственной службе подпадает под более жестокую власть начальника. Дочь, освободившись от власти родительской, легко может сделаться рабой страстей и наследовать себе позор. Вышедши из-под власти отца и матери, девица попадает под власть начальника службы, под власть холодную, немилостивую, требовательную.

Да и нет надобности женщине домогаться полной свободы и независимости, ведь не в этом ея счастье. Всегда было и есть весьма много женщин, настолько счастливых в семейной жизни, что они даже и не замечают своего подчиненнаго положения. Находясь в состоянии подчинения, они сумели так устроить свою семейную жизнь, что казалось, не они были подчинены, а им все подчинено. Муж такой жены отнюдь не желает заявлять ей о своих преимуществах, не только грубым образом, но и тонким намеком. Счастливая таким положением в семье женщина чужда всякаго желания выступить на поприще общественной, а тем менее государственной службы.

Впрочем, если бы женщина, оставаясь одинокою, или при муже, но с согласия последняго, захотела избрать себе службу на общественном поле деятельности, то она могла бы найти для себя такого рода деятельность, которая для нея будет вполне прилична, неблазненна, безгрешна и многополезна. Это, во - первых, учительство, и учительство по преимуществу в низшей и средней школе. Детоучительство составляет неотъемлемую принадлежность женщины. Женщина является первой учительницей в семье. Она преподает первые уроки детям по всем предметам детскаго понимания. Ея первые материнские уроки служат основой для всех последующих знаний. Женщине всего приличнее вести и дальнейшее школьное образование детей. Это наиболее сподручная работа для девицы до ея замужества, если она желает и может посвятить себя такого рода общественной деятельности.

Кроме учительства, можно указать еще некоторые виды общественной деятельности, наиболее свойственные женщинам. Жизнь христианок апостольских и последующих времен может служить примером в этом отношении для современной женщины. Так, некоторыя жены и девы разделяли проповеднические труды апостолов. Равноапостольная Нина была просветительницей Грузии. Было особенное сословие диаконисс, посвящавших себя на служение церкви, свойственное для женщины. И в наши времена, в иноверных странах и в нашей православной Руси, многия женщины посвящают себя на служение миссионерское, как среди язычников, так и среди христиан, находящихся под властию нехристианских правительств, например, в Палестине.

Какой великий подвиг, какая честь была бы для нашей образованной женщины, если бы она посвятила себя на столь высокое и плодотворное служение миссионерское среди разноплеменных и разноверных инородцев, обитающих в пределах нашего обширнаго отечества!

Есть и еще благотворный и весьма похвальный вид общественной деятельности для образованной женщины. Это — разнаго рода благотворительность. Примеры для этого представляет та же христианская древность. «Какия у христиан жены!» восклицали язычники, при виде разнообразной благотворительной деятельности благочестивых христианок, — «они посещают в темницах страдальцев за веру, обмывают раны мучеников; они подбирают больных и умирающих, брошенных язычниками во время эпидемических болезней, закрывают глаза умирающих и погребают их, делаясь иногда сами жертвами своего человеколюбиваго подвига. И все это делается во имя Христово, из любви ко Христу». Для такого рода благотворительности во имя Христово подавали прекрасный пример для других женщины высшаго класса тогдашняго современнаго общества. Нельзя сказать, что современныя нам женщины не занимаются делами благотворения. Но, к сожалению, велика разница между древней и современной благотворительностью. Прежде, занимались делами благотворения, как делом любви христианской, во имя Христово; а ныне благотворят ради моды, из приличия: нельзя де отставать от других. Прежде жертвовали своим, ныне жертвуют чужим; прежде творили милостыню ради Христа, а ныне стыдятся помянуть имя Христово, жертвуют для своей славы и для своего удовольствия. Не такова желательна благотворительность от истинно-образованной и благовоспитанной женщины.

Наконец, напомним еще об одном виде общественной деятельности, также весьма приличной для женщины. Это — лечение и уход за больными. Женщина-врач для лица своего пола, женщина-акушерка, женщина-сиделка у одра больных — все это такого рода деятельность, которая наиболее свойственна женщине, а в некоторых случаях исключительно ей принадлежащая.

Этих трудов служения обществу для женщины было бы весьма довольно. Такого рода служение обществу доставит ей истинную славу и послужит наилучшим ея украшением. Напрасно женщина стала бы искать себе больших прав, чем какия ей дарованы. Не в том ея счастие, чего она теперь добивается. Ея благо, ея честь — быть под охраной мужа и в то же время быть его охраной; ея счастье — быть сокровищем для своего мужа и в то же время быть хранительницей его сокровища. Она должна быть царицей дома, когда муж оставляет дом, и признавать его господство, когда он возвращается в дом; их счастье — в единении, в верности друг другу; их счастье — в разделении труда: муж — вне дома, жена — в доме; муж — в народе, жена — среди семьи; у мужа — разнаго рода орудия; у жены — домашняя обстановка; у мужа — отцовская строгость, у жены — материнская нежность. Довольно для каждаго своего дела и своих способностей! А для незамужней женщины наиболее ей свойственной и приличной деятельностью может служить: среди семьи — помощь родителям по домохозяйству, обучению и воспитанию младших членов семьи; а вне дома — разные виды учительства и благотворительности.

Вот идеал истинной образованной женщины; вот предмет для удовлетворения ея любознательности; вот права и обязанности, могущия сделать ея деятельность богоугодною, для людей вожделенною, для нея самой отрадною и достославною!

 

Категория: Проповеди | Добавил: Eugen (20.05.2014)
Просмотров: 1230 | Теги: Семья. женщина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]