Главная » Материалы » Статьи |
По благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Новогрудского и Лидийского, Наместника Свято-Успенской Жировицкой Обители На дверях некоторых храмов появились рекомендации прихожанам относительно верхней одежды. В первую очередь они касаются, конечно, женской одежды. Это непременный головной убор и юбка. Казалось бы, все понятно: есть благочестивая традиция, основанная не на пустом месте. И чего же проще: спокойно подчинись ей. Однако среди прихожанок оказались и обиженные. Знаю даже случай, когда барышня, несколько лет ходившая в церковь, в ответ на замечание насчет одежды так расстроилась, что перестала вовсе посещать богослужения. «Раз в брюках нельзя, то и совсем не приду. Вот вам!» Как говорится, осердясь на вшей, да шубу — в печь. Рекомендации повесили, в книжках да газетах православных печатают всякие разъяснения, а брючницы все настойчивее. И объясняют они свою настойчивость очень просто: брюки удобнее, практичнее. Возможно, и так. Но когда речь идет о духовной жизни, то часто именно неразумное, некомфортное с бытовой точки зрения скорее и вернее приводит к цели. Довольно вспомнить о широком пути, ведущем к погибели, и узком, тесном пути, ведущем в жизнь вечную (Мф. 7, 13-14). Сын Божий пострадал за нас на кресте. Принял мученическую
казнь. И для православного сознания всегда было естественным желание тоже хоть немного потрудиться, пострадать плотью за Христа. Если мы представим себе площадь перед каким-нибудь сельским храмом в праздничный день, лет эдак сто назад, то вряд ли мы увидим на ней ждущих хозяев крестьянских лошадок. Разве что одну, на которой в телеге или санях привезли на службу больного человека. А сам-то храм полон народа! И все люди пришли пешком. Хотя церковный приход порой включал и весьма отдаленные деревни. Моя бабушка и ее родители, например, ходили в церковь за восемь километров, и всегда - пешком, не смотря на то, что имели лошадь. Да и никто из деревни на лошади в церковь не ездил. Любовь подразумевает жертву. Она всегда жертвенна. Когда любишь, то хочется все отдать любимому человеку. Отсюда и выражения: возьми мою жизнь, возьми мое сердце, я все для тебя готов сделать! Отношения между Христом и Церковью уподобляются в Писании отношениям между женихом и невестой. Это удивительно точное сравнение! Чем же мы можем выразить свою любовь к Небесному Жениху? Для большинства христиан сегодня эта возможность — подвиг благочестивой жизни, который включает в себя и особенности внешнего вида. Мне знакома одна маленькая девочка. Она учится в малолюдной сельской школе и уже несколько лет терпит обиды и насмешки от своих одноклассников. Ее треплют за косы, портят ей одежду и учебники, что и ударят. За что? За что? За то, что она не такая, как другие. Она не красит волос, а красить волосы и лицо сейчас начинают, к сожалению, в пятом-шестом классе; не пользуется косметикой, не носит брюк. Это красивая, спокойная и общительная девочка, прилежная ученица, готовая на дружбу и приятельские отношения. Однако жизнь у нее нелегкая.Малышку можно назвать настоящим Христовым воином. И раз благочестивая внешность так раздражает — нет, не деток из ее класса, мы-то с вами знаем, кого она раздражает, — то значит, косички, юбку и чистое личико имеет смысл отстаивать. У Господа нет преимущества ни иудею, ни эллину, ни рабу, ни свободному, ни мужскому полу, ни женскому. Все члены Церкви призываются на воинскую службу, становятся воинами. Наша земная церковь так и называется — Церковь воинствующая. Так что женщины вполне могут считать платок на голове и юбку своей воинской формой. Согласен, жизнь за последние годы очень изменилась. В некоторых бытовых и рабочих ситуациях женщина в юбке выглядит нелепее, чем в брюках. Хотя таких случаев, на самом деле, и не так много. Но пусть уж прихожанки считают для себя ношение воинской формы обязательной, хотя бы «на параде», когда приходят в храм, когда молятся. Казалось бы, какая разница — во что одеться? Ведь Господь смотрит не на внешнего, а на внутреннего человека. Не на лицо, а на сердце. Однако именно внутренний человек одевает внешнего. Перефразируя американского классика, можно сказать, что дело не в одежде, которую мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбрать эту одежду. За нежеланием принудить себя и хоть на время расстаться с привычными туалетами, чувствуется уныние. Идут прихожанки на праздничную службу, а праздника в душе нет. Есть привычка, чувство обязанности, но не праздник. Поэтому и нет желания одеться как-то нарядно, не по-будничному. «Сойдет и так». Не хочется и покупать для церковной службы особую одежду. Зачем? Подумаешь, раз в неделю надеть на пару часов. К чему и тратиться? А всего-то век назад наши соотечественники нарочно приобретали, или, как тогда говорили, справляли, праздничную одежду ее еще кое-где называли «обеднешной», то есть одеждой, в которой ходили только в церковь, к обедне. Потому что церковные праздники и воскресный день наши предки понимали как дни особого торжества, которому нужно было соответствовать. Посмотрите, как прекрасны наши православные храмы! Как причудливо построены! Какое в них убранство! Как искусно сшито облачение священнослужителей! Все это для вас. Для вас, дорогие прихожане и прихожанки. Чтобы ввести вас хоть ненадолго в Царство Небесное. Чтобы вспомнили вы, что мало чем умалил Господь человека от ангелов, славою и честью венчал его (Пс. 8, 6). Чтобы познал человек свое благородство и достоинство; как драгоценен ты, брат Христов, друг Царев, невеста Жениха Небесного (прп. Макарий Египетский). Разве эти ни с чем не сравнимые почести, что даровали нам Господь и Церковь, не вызывают в вас чувства благодарности? Не обязывают? Разве застиранные джинсы и маечки уместны в этих стенах? Разумеется, что у представительниц прекрасной половина есть и другие грехи, даже поважнее, чем посещение храма в несоответствующей одежде. Кто-то заметит, что может быть лучше заняться ими. Оно так и получается на исповеди: все-то расскажут, а про брюки - молчок. Словно это уже и не грех, во всяком случае, очень маленький и легко объяснимый: мне далеко ехать, в юбке не удобно; у меня дети маленькие, с ними в юбке трудно. Кстати, о детях и неудобствах. На нашем приходе самые нарядные, чистые, «выглаженные» и причесанные дети, это дети самой многодетной семьи, жизнь которой отягчена многими обстоятельствами и постоянной нехваткой денег. Причем детки приносятся и приводятся на службу мамой не по асфальтовой дорожке, а по тропинке, не всегда сухой и чистой. Но мама их никогда не жаловалась на неудобство юбки. В военных сводках Великой Отечественной иногда звучала фраза: «Наши войска отошли на заранее подготовленные позиции». Так говорили, чтобы не тревожить население. Вроде, мы не отступаем, а проводим запланированную операцию. В духовной войне мы тоже, случается, отступаем, но если мы отступаем без сожаления, или, чтобы не тревожить свою совесть, объясняем правомерность своего отступления, то мы также лукавим. Мы действительно отступаем на заранее подготовленные позиции, только подготовил их для нас враг рода человеческого. В культуре любого народа всегда было четкое разграничение между мужской и женской одеждой. Даже тогда, когда эта одежда состояла всего лишь из красочных узоров на коже. Одежда должна была подчеркнуть разницу, данную нашим телам Творцом. Мужчины и женщины акцентировали свой пол. Зачем? Для того, чтобы каждый помнил о своих особенностях, из которых вытекали многие права и обязанности человека, которыми определялось его место в жизни семьи, племени, народа. Осознанное природное различие не подразумевает угнетения одного пола другим, но помогает воспитывать себя и развивать в себе свойства и качества, присущие именно своему полу. Чтобы мужчина воспитывал себя как мужчину, а женщина как женщину. Тогда, соединяясь, они дополнят друг друга. И их союз будет прочным. Так, если мы добавим в чай сахар, то есть соединим два совершенно разных вещества, то получим сладкий чай, который уже невозможно разделить на составляющие, сколько бы ни делили, не разливали его по чашкам. Но если мы соединим сладкий чай со сладким чаем, то разделить смесь опять на две чашки не составит труда. Сегодня эти различия между между мужским и женским пытаются стереть. Появилась даже одежда среднего пола, так называемый унисекс. Конечно, женщина вместе с брюками приобретает некоторую свободу. Но заметьте, как изменилась женская пластика! Не так давно я видел старый, еще черно-белый, фильм «Отчий дом». События происходят в колхозной деревне конца пятидесятых. Одну из колхозниц играет народная артистка Нонна Мордюкова. Есть там кадры, где она бежит по тропе. Крупная, уже не очень молодая крестьянка, в недлинном ситцевом платье. Ничто, кажется, не мешает ее шагу. Но как она бежит! Даже в быстром беге движения по-женски сдержанны и удивительно целомудренны. Сейчас так уже не бегают. Брюки нанесли большой урон женской стыдливости. Теперь различить по пластике мужчину и женщину не просто. Раскованная в движении женщина уже менее нуждается в помощи мужчины. Это когда она была в юбке с оборкой, хотелось как-то помочь, поддержать. Сам ее облик напоминал мужчине, что рядом совершенно иное создание, и он брал у нее чемодан, подавал руку, помогая пройти сложный участок пути. А теперь она и сама сможет, справится. И она действительно справляется. Но когда-нибудь она скажет: «Перевелись настоящие мужики. Остались одни никудышные». Конечно, ведь мужчины тоже незаметно принимают свою долю свободы: отступаются от лишней нагрузки. Зачем напрягаться, ведь рядом не женщина, а унисекс. Чем мужественнее становится женщина, тем женственнее — мужчины. И браки с такими перекосами в характерах — очень тяжелы. Так, уступая в пользу удобства в одном, можно потерять в другом. И еще. Выросшие в джинсах девочки, как правило, менее терпеливы и покладисты. Что тоже не подарок для будущей семейной жизни. К тому же они нередко тяготятся своей женственностью. Не случайно общество, в том числе и через Церковь, остерегало от вольного обращения с одеждой. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом Богом всякий делающий сие» (Втор. 22,5), - читаем в Священном Писании. А на Шестом Вселенском Соборе было определено «таковых отлучать от общения церковного» (62 правило). Благочестивая одежда — самый легкий, «текстильный» крестик, который вручает женщине церковная традиция. Но он способен оказать значительное влияние на ее духовную жизнь. Эта одежда может быть и удобной, и модной. Стоит лишь приложить желание и фантазию. Но уж если и есть в юбочных туалетах какое-то неудобство, то тем большего почета достойна та, которая терпит его. По своей слабости мы, современные христиане, редко способны на великие подвиги. Господь и не требует их от нас. Нам остался лишь подвиг благочестия и терпения. Нет на нас ни языческих императоров, требующих под страхом смерти отречения от Христа. Открыты наши храмы, мы можем приходить на церковную службу, исповедоваться, причащаться, крестить детей, не боясь тайных соглядатаев и притеснительных законов. Нас не бросают в темницы, не отдают диким львам и тиграм. Наш подвиг — благочестивая жизнь в неблагочестивом обществе. Легкий женский крестик — праздничная юбка — может стать первым шагом на этом пути. Примите его, как некоторое мученичество. И Господь не оставит вас без награды. Протоирей Сергий Николаев «Славянка». Православный Женский Журнал 2006 г., Март-апрель, с. 72-74. | |
Просмотров: 579 | | |
Всего комментариев: 0 | |